Что включает в себя крест христиан?
«Святое Писание никогда не применяет термин «крест» по отношению к скорбям неблагочестивых людей (Пс. 31:10; 39:20; 15:4). Только о христианах говорится, что они несут крест, причем только тогда, когда они исполняют свое христианское призвание в сем мире. Лютер пишет (St.L., XII, 544 и далее): «Христианин, поскольку он является христианином, несет свой драгоценный святой крест, так что он должен испытывать страдания, причиняемые либо другими людьми, либо самим дьяволом, терзающим и устрашающим его скорбями, гонениями, бедностью, болезнями или уязвляющим внутрь, в сердце, своими отравленными стрелами». Особенно когда христиане верно свидетельствуют о Христе и о Его Евангелии и когда они ведут святую жизнь согласно Слову Божию, им следует ожидать прихода скорбей и испытаний и нести свой крест (Мф. 10:25). Следовательно, под крестом мы понимаем те страдания, которые христианин переносит ради Христа (Мф. 10:16-22).
Верно, что возрожденные также являются грешниками, и по этой причине они заслуживают не только временных наказаний, но также и вечного проклятия (Рим. 7:24). Однако поскольку жизнь их проходит в повседневном покаянии, и поскольку верою они постоянно принимают прощение всех своих грехов, то и наказания, которые Бог, по Своей отеческой любви, определяет им, не являются наказаниями в строгом смысле этого слова, поскольку они проистекают не от гнева Божия, но скорее от милосердного наставления (castigationes paternae), которое содействует им ко благу – благу как преходящему, так и вечному (Рим. 8:28; Евр. 12:6; Кор. 11:32; Ис. 26:16).
Но сатана и мирские беззаконники досаждают возрождённым христианам отнюдь не по причине их грехов. Лютер говорит об этом очень верно (St.L., XIII, 434 и далее): «Дьявол и мир не гневаются на христиан за то, что они грешники, и за то, что они спотыкаются и падают то здесь, то там. Вовсе нет! Дьявол и мир с радостью терпят и даже одобряют это. Но они ненавидят их за Слово и веру, а именно – потому, что они уповают на Сына Божия, утешают себя Его смертью и воскресением, боятся Бога и хотят жить по Его воле, искренне желая посредством своего вероисповедания, прийти к познанию Христа и к вере. Вот этого ни дьявол, ни мир не могут выносить, и по сей причине они постоянно терзают христиан».
Однако причиною христианского креста являются не только дьявол и его слуги, чада мира сего. Он происходит также от плоти самих христиан, постоянно противящейся Духу и таким образом всегда искушающей их и досаждающей им. Таким образом, несение креста христианином включает в себя непрерывную борьбу против плоти (Гал. 6:12; 5:17), беспрестанное самоотречение (Мф. 16:24), отказ от всего, что мешает следовать за Христом (Лк. 14:33), отречение от собственной плотской мудрости в духовных аспектах (Мф. 11:25-26), радостный и добровольный отказ от мира и покоя в жизни сей (Мф. 10:34, Лк. 12:51), безразличное отношение к оценке со стороны мира (Мф. 5:11; Лк. 6:22; 1Пет. 4:14), отказ от дружбы и любви даже ближайших родственников – отца и матери, братьев и сестер (Мф. 10:35-37; Лк. 12:52-53), готовность к отказу от своих земных владений и имущества (1Кор. 7-30; Мф. 19:21-22, даже пренебрежение и ненависть по отношению к своей жизни (Лк. 14:26). Христианин, несущий свой крест, таким образом должен вести постоянную борьбу веры против своей собственной плоти (Гал. 5:24; Кол. 3:5; Рим. 6:6)».
– Джон Теодор Мюллер. «Христианская догматика»