О крестом зна́мении Крестное зна́мение – это видимая бессловесная молитва, используемая Церковью повсеместно. Мартин Лютер в малом Катехизисе призывает христиан осенять себя знаком креста ежедневно. Крестное зна́мение является: – Человеческим прошением: «Господи, помилуй меня!»; – Коротким, видимым символом веры: «Ты, Господи, искупил меня. Твой страдающий лик, да будет всегда, Господи, предо мною!»; – Постоянным напоминанием себе о завете с Богом, через Святое Крещение; – Смертным приговором нашему ветхому человеку; – Просьбой, чтобы Христос освятил меня для служения Ему; – Зримым щитом против козней сатаны. В лютеранской традиции крестное зна́мение совершается тремя пальцами или всей ладонью: касаясь лба (просьба, чтобы Бог освятил мысли); касаясь груди (просьба, чтобы Бог освятил мои чувства и все мое существо); касаясь левого и правого плеча (просьба, чтобы Бог освятил дела рук). Крестное зна́мение совершается во время Богослужения: – В конце начальной молитвы; – В конце отпущения грехов; – В конце Апостольского Символа веры; – Во время произнесения Никео-Цареградского Символа веры при словах: «исповедуем единое † крещение во оставление грехов»; – Во время произнесения пастором ана́мнесиса на словах: «...Приимите, ядите: сие есть Тело † Мое...» и «...Пейте из нее все, сия чаша есть Новый Завет в Моей † Крови...»; – Принимая причастные хлеб и вино: истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Когда в конце Богослужения пастор благословляет приход, он чертит открытой ладонью на высоте плеч знак спасительного страдания, знак завета над крещёнными, совершаемый в момент заключительных слов. При этом литург может положить левую руку на сердце, благословляя таким образом и себя. Прихожане со своей стороны присоединяются к совершению крестного зна́мения, осеняя себя им при заключительных словах Господня благословения.